Концерт до 1000: как сегодня зарабатывают клубы и малоизвестные артисты

Вопрос
Организатор концертов и промоутер Василий Салий написал колонку о том, как работает клубно-концертная индустрия условно "независимой" музыки в Москве и других городах. В ней Василий объясняет, откуда берутся "дикие" цены за билеты и что с этим сделать. Публикуем текст целиком с разрешения автора.


Всё нижесказанное не относится к коммерческим концертам на 1000+ человек, так как там несколько другая история взаимоотношений. Кроме концертов отечественных артистов "за 100 рублей" в больших клубах, о них — отдельной строкой ниже.

Кто и на чём зарабатывает



Есть клуб/бар/кабак. Он зарабатывает на выручке с продажи еды и напитков внутри, иногда — на аренде. В редких случаях — на дельте между продажей билетов и гонораром артиста. Есть артист. Он зарабатывает на продаже билетов (иногда за вычетом аренды) и мерча (фирменной продукции — диски, футболки, браслеты, плакаты). В редких случаях — получает фиксированный гонорар или гонорар, привязанный к выручке клуба/бара/кабака. Второе чаще случается при бесплатных концертах.

Есть промоутер — в клубе обычно эта должность называется арт-директор. Реже — у клуба есть целая промо-группа, в состав которой входит и пиарщик, и smm-щик, и арт-директор и ещё кто-нибудь. Такую роскошь может позволить себе большой клуб типа "16 тонн" или "Yotaspace". Задача промоутера или промо-группы от клуба — найти артиста, на которого ходит "пьющая" публика (это первая и главная задача арт-директора) и уведомить максимально возможное (в рамках ограниченного бюджета — как правило, бюджета нет совсем) людей о концерте (вторая и второстепенная задача арт-директора, первая и главная задача пиарщиков).



Нюанс — "непьющая" публика клубам не нужна, именно поэтому в этих самых клубах чаще играют ска-панк и старпёры, чем замысловатые идейные штуки.

Даже если речь идёт о каких-то арендных отношениях.

У артиста иногда тоже есть промоутер — обычно речь идёт о директоре группы. Это рубаха-парень или бой-баба, который или которая занимается всеми организационными моментами: начиная от репетиций и заканчивая всеми выступлениями группы. Как правило, его интерес — шиш без масла, либо совместные пьянки за счёт артистов. Если на артиста ходит достаточно много пьющей публики, директор может жить достойно — получая 10-30% с гонораров (или сборов) группы и 5-10% с выручки клубов. Но почти на всех артистах, которых нужно слушать, пьют мало. Поэтому задача промоутера от такой группы в плане концертов — найти и заинтересовать площадку, которая готова на каких-то компромиссных условиях отдать может быть не лучшую (или горящую) дату с надеждой на то, что они смогут заработать хоть сколько-нибудь денег с бара и что-нибудь получить с билетов. Обычно клубы забирают от 10 до 30% с продаж. Либо брать помещение в аренду, что для групп, которые собирают до 500 человек, либо бессмысленно, либо неподъёмно, по крайней мере, в Москве.

Оговорка: все "аренды" клубов за 5, 10, 20 тысяч рублей по сути — видоизмененные условия процентной схемы сотрудничества для гарантированного покрытия расходов клуба на персонал. Например: приблизительные расходы небольшого клуба в Москве на персонал за время концерта в январе 2016 года — около 10000 рублей + свет + аренда. Соответственно, если на артиста приходит около 100 человек по 300 рублей, а условия работы 80/20%, то клубу невыгодно проводить такой концерт изначально. Конечно, если публика "непьющая".
Ах да, есть ещё билетные кассы, налоги и прочая фигня, свойственная "алкогольному" бизнесу в России... Ну, вы поняли.

То есть, если упрощённо, у нас выстраивается следующая система взаимоотношений:

  1. Зритель платит за билет.

  2. Деньги за билет идут:
    — агрегатору — всякие kassir, ponominalu и другие: от 3 до 10%
    — площадке (20-30% от остатка) минус налоги;
    — промоутеру (10-30% от остатка) минус налоги;
    — артисту (то, что остаётся) минус налоги;

  3. Зритель приходит на концерт, что-то пьёт и кушает.

  4. Деньги идут:
    — на закупку этих самых еды и напитков;
    — на то, чтобы отбить "входные" затраты (на столы, стулья, стойку, стаканы и так далее);
    — на аренду самого помещения клуба;
    — на оплату персонала, в том числе административного (да, у клуба есть бухгалтер!);
    — на налоги;
    — на лицензии, амортизацию оборудования, закупку нового и прочую "жизнь" клуба;
    — на всякие непредвиденные расходы, что в России — норма;
    — промоутеру/группе, если что-то остаётся и это можно вменяемо поделить.


Концертная жизнь держится на зрителе




Зритель и слушатель, тебе должно быть понятно: вся концертная и клубная индустрия андеграундных концертов держится на тебе лично.

В 2016 году на такие концерты стало ходить в среднем в 2 раза меньше людей, чем в 2014, и в 5 раз меньше, чем в 2007. Это нормально, учитывая в какой заднице мы сейчас находимся, но тенденция пугает.

Концерты "за 100 рублей", "за 300 рублей" и прочие йотаспейсы — не более, чем намеренное убийство коммерческого потенциала твоего любимого артиста, а заодно всех, кто "ниже рангом". На эти деньги невозможно выжить. Нормальная, средневзвешенная цена на начинающего артиста сейчас — 300-500 рублей, средне-популярного российского — 600-900 рублей, популярного российского — 1000-1500, западного — от 2000 и до бесконечности. Увы, 500 рублей за группу, на которую ещё вчера ты ходил бесплатно — объективная реальность, необходимая для выживания артистов. Примерно с 1000 рублей начинается реальное развитие артиста, когда он может позволить себе выбрать инструмент по душе, записать альбом хорошо, съездить в тур и так далее.



Тем не менее, если ты решил поддержать артиста и прийти на концерт, то поддержи его по чесноку, а именно:

— купи билет на концерт (это поддержит или артиста, или клуб, или жанр артиста в выбранном клубе);
— купи любой мерч, который предлагает артист (это 100% вложение в жизнь артиста);
— выпей в баре любой коктейль или какую-то колу. Пусть даже это стоит 300 или 400 рублей. Это цена удовольствия наблюдать именно этот концерт хоть где-нибудь! Да, даже в этой "обрыгаловке", которую по недоразумению называют клубом. А если ты выпьешь два коктейля, то артист станет важным, и ему в следующий раз выставят оборудование по райдеру, а звук и шоу будут лучше.

Без этого порядка вся индустрия мелких и специфических концертов накроется медным тазом. А без мелких не будет и крупных... Не будет новых крутых музыкантов в России. И так-то очень мало их.

Птиц и животных вот в Красную книгу заносят, а крутых отечественных музыкантов — нет. А пора бы уже...

Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно


Почему мы не бросим этим заниматься? Потому что нам нравится этим заниматься. И мы искренне верим, что это кому-то нужно. И хоть Шнур и написал, что если твоё творчество никому не нужно, то это говно, это неправда. Есть огромное количество талантливых музыкантов и вокалистов (часть из них я старательно толкаю в массы), в которых обязательно когда-нибудь должны умереть менеджеры. Помочь им с этим можешь только ты и те, кого ты "подсадишь" на творчество.


P.S.


"Что делать, если я живу в такой дыре, что сюда никто не приезжает? А мне очень хочется..."

Если посетитель рублём выберет музыку, а не дискач, то с вероятностью 99% бизнес будет подстраиваться под потребности. Поэтому вариант только один — пропаганда адекватной музыки среди знакомых, самоорганизация нормальных концертов в местных сёлах... ну а дальше — по схеме, которая изложена выше. Как только клуб поймёт, что средний концерт ему приносит раза в полтора-два больше денег, чем средний дискач, они будут делать концерты.

Хотя музыка вместо дискача равносильна Хаксли вместо Донцовой, Discovery вместо "Первого", спорту вместо наркотиков... Но всё может быть. Нужно в это верить.

----------------------------------------------------------------------------
Фото: Виктория Димитриевна, Ольга Глазова, Stereoboroda

Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
Другие статьи
OQJAV: "Стихи – не песни и никогда ими не станут" "Просто дискуссия" с Катей Павловой при участии Леши Лифанова и Насти Старых "Дочь Рыбака" снова в Нижнем!
О, вы же Живанши, клевая музыка, парни! Theodor Bastard: "Новый альбом – как путешествие с неизвестным финалом" Нас скоро накроют VLNY: 5 декабря в БУ
Артем Прохоров: "Мы не скрываем, что играем рокапопс" Романтики из 2007: Tokio Hotel в Нижнем Новгороде! Loud Flats в галерее ТОЛК