В Драме без драмы: премьера спектакля "Павел I"

Что-то новенькое
Нижегородская труппа артистов театра Драмы под руководством московских режиссёров Елены Невежиной и Расы Торнау дала премьеру спектакля "Павел I".

В основу постановки легла "пьеса для чтения" Дмитрия Мережковского  из трилогии "Царство зверя" – и поэтическое произведение зазвучало в голосах актёров современно и живо, уведя зрителя от бытового и погрузив в эпоху исторических событий. Артисты и режиссёры говорят, что диалоги очень многогранны, каждая фраза наполнена подсмыслами, и каждая деталь и интонация несёт особое значение, заставляя работать ум не только на сцене, но и в зале.

Сергей Блохин, актер:

Самодержец безумный, есть ли на свете страшилище, оному равное? Как хищный зверь, который на всех кидается

 

В постановке много внимания уделено реальным историческим событиям, они каймой идут через сюжет, раскрывающий психологию героев.

Актёры отмечают, что в роли им войти было довольно легко – что чувствуется на сцене, каждый персонаж органично влился в структуру спектакля. Режиссёры признаются, что поражены их работой, и довольны отдачей.

Раса Торнау, режиссёр:

Пьеса полна философии, поэзии и исполнена в необычной композиции. Каждый диалог – как исповедь для персонажа, каждая двойная сцена – отражение его души, когда он зеркально наблюдает себя через партнёра


Императора Павла I сыграл Евгений Зерин, учителя которого отметили, что его дебют в главной роли состоялся превосходно – ему удалось показать противоречивую душу Российского самодержца: страсть к порядку, сумасбродные выходки, и израненные детские воспоминания сложили эту сложную личность в многогранный образ трагичного самодура, "бедного, бедного Павла"…  Динамичная роль, сыгранная живо и ярко, хотя сам актёр не смог толком объяснить, как ему удалось войти в неё.

Сильной ролью в спектакле является и Пётр Алексеевич Пален, которого сыграл заслуженный артист России Сергей Блохин: ему также удалось достоверно и точно передать душевные метания своего героя. Пален – человек, у которого в руках оказались уздцы истории, и тяжкий его выбор - между судьбой России, которую погубят императорские "выходки" и отношениями с государем, которому он присягал на верность, и который в тяжкий час перед развязкой так просто и по-человечески доверился ему, отдав всю свою судьбу в руки. Роль эта – мистическая, поскольку Мережковский красной нитью через всё произведение пустил мысль о богоизбранности самодержавия, а Пален то ли нарушает, то ли исполняет замысел творца, сменяя Павла на Александра, сменяя век, изменяя всю жизнь всех сорока миллионов человек, живущих тогда в России.

Престолонаследника Александра сыграл Иван Бычков – и режиссёры назвали его роль «маленьким подвигом». Актёр на сцене театра Драмы с 2007 года, сыграл с десяток ролей, среди которых роль Бахтинского в "Гранатовом браслете" по А.И. Куприну и роль учителя, Мыкина – в "Доходном месте" по А.Н. Островскому.

Интересно, что его роль заставляла актёра самому по-человечески задумываться: "А надо ли было убивать Павла?", на что Сергей Блохин провёл параллель с современностью: "Представь, Ваня, а если бы у него было ядерное оружие? Ведь он готов был бы полмира разгромить"  

Также интересно, что первое отделение спектакля – комедийное по своему настроению, в зале то дело слышатся смешки, и кажется, сами артисты веселятся, исполняя роли – и князь Константин, рассказывающий об ужасах наказания, бросающий в конце "а впрочем – все там будем", и Павел, который обещает не кусаться невесте сына, и сама Лизанька начинает монолог, словно манерная барышня в салоне...

Второй акт меняет состояние зрителя, сменяя улыбку на серьёзную, трагическую мысль: вот-вот случится, вот-вот произойдёт, что-то будет… И кульминация наступает и всё обрывается: решено. А после наступает отвращение – убили-таки, и премерзко...

   (Лейб-медик) Роджерсон. Что еще сказать-то я хотел?.. Затем и пришел, да вот не вспомню... Кажется, и у меня голова не в порядке... Да, да, за такие ночи люди седеют...

   Пален. Успокойтесь, доктор! А то ежели все мы потеряем голову...

   Роджерсон. Постойте-ка, дайте припомнить... Ах, да - язык!

   Пален. Язык?

   Роджерсон. Ну да, что с языком делать? Высунулся, распух, никак в рот не всунешь, - придется отрезать...

   Пален. Ну, будет, будет! Ступайте, делайте, что хотите, - только ради Бога, оставьте нас в покое и кончайте скорее.

Сцена из второго акта пьесы – с заговорщиками, хоть и была отрепетирована, но в спектакль не вошла: режиссёры нашли её "иллюстративной", к тому же, лозунги, звучащие в этой сцене, звучат очень современно, и даже немного "газетно", поэтому было решено её убрать, чтобы не разорвать натянутую эмоциональную струну.

Особо хочется отметить работу художника Дмитрия Разумова в оформлении сцены – весь спектакль выдержан в особых цветовых решениях: светлый тон – женский, божественный, отражается в платьях фрейлин и фаворитки Гагариной и "очищается" в белоснежном одеянии императрицы, им означено также и место, где разворачиваются события – копия Михайловского дворца в центре сцены выполняет функцию всех предметов интерьера – и стола, и сидений, и ложа. В тёмных фигурах, окружающих действие всего спектакля, угадываются не то заговорщики, не то орден – масонский или иезуитский ли, не то привидения. Контрастный наряд императора Павла - чёрные лаковые сапоги и сюртук, трость, украшенная "бриллиантом" и белоснежная рубашка – подчёркивают сложный образ, пронизанный противоречиями и противопоставляют его остальным.


Чувствуется, что художнику близка эта эстетика раннего ампира – когда красота была без излишеств, прозрачность и символизм образов в простоте своей создают неповторимый стиль. Удалось воспроизвести не только историческую реальность, но и передать атмосферу эпохи.



Дмитрий Разумов:

Пространство мистическое, в котором происходит жертвоприношение

 

Спектакль будет закрывать VII Российский театральный фестиваль им. Горького 22 октября. Актёры отмечают, что для них этот спектакль, этот шаг от прошлогодних "Мещан" – новая ступенька в сторону психологического театра и очень важный профессиональный опыт.

Фестиваль "Максим Горький и его эпоха" продлится с 16 по 22 октября в Нижегородском государственном театре Драмы на Большой Покровской, 13. Телефон для справок: 8 (831) 419-51-73.

Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
Другие статьи
Гид по нижегородским театрам: здесь будет город-сад! Или нет... Театр оперы и балета открывает 81-й театральный сезон Летний фестиваль TheatreHD в Нижнем Новгороде
В Драме готовят премьеру 5 причин сходить в театр летом