OPUS 52: Музыка, в которую невозможно не врубиться

Личный взгляд
Фестиваль современной академической музыки Opus 52 прошёл в Нижнем уже в третий раз, что говорит сразу о двух вещах: он тут прижился и стал частью локального культурного ландшафта – раз, он будет непременно расти и развиваться – два.

Сразу оговорюсь, что знатоком современных форм академического искусства не являюсь (и ко многим из них отношусь весьма скептически: совриск – это больше про язык, чем про иные формы, ведь любые артефакты приходится всё больше объяснять, чем просто экспонировать; грядёт время, когда главным экспонатом станет куратор фестиваля или выставки, который будет лишь произносить очередные мантры о важности и ценности того или иного проявления человеческой прихоти, а сами объекты будут лишь подразумеваться или стоять где-нибудь на складе).

Так вот, если вернуться к эстетике и внутреннему содержанию фестиваля, то у обывателя, безусловно, может возникнуть множество вопросов. Скажем, в широтах, где горше всех душа рыдает под Ваенгу, врубиться в некоего Стивена Райха, который даром, что трижды культовый персонаж, можно только в двух случаях: либо основательно наслушавшись тех самых объяснений корифеев, либо в состоянии, далёком от адекватного. Что некоторые с радостью и делали – бегали до ларька и врубались.

 фестиваль OPUS 52


К чести организаторов, устроено всё было весьма пристойно: сцена не атаковала неподготовленных мещан какофонией посреди Покровки, а была утоплена вглубь Театральной площади (что, к слову, позволило высвободить уютную лужайку для непосредственных ценителей музыки, коих было немало).
Вход был свободный, охранники ненавязчиво сканировали пространство на предмет нарушений, прочие технические вопросы решались тут же: рядом был и небольшой фудкорт, и уборные. В общем, Opus 52 обрёл очень приятный формат, который близок и привыкшим к минифестивалям хипстерам, и случайно оказавшимся тут зевакам, и более искушённой публике. В конце концов, это же Театральная площадь – хочешь слушай весь лайнап, хочешь забеги с друзьями в местный бар, хочешь – пойди восвояси, центр города же.

фестиваль OPUS 52


О концептуальной составляющей можно спорить сколько угодно: один только ансамбль перкуссионистов Kroumata (кстати, любимцы короля Швеции Карла Густава XVI) может заставить публику шуметь громче используемой в сете параферналии, среди которой помимо ряда привычных инструментов есть и мотки скотча, воздушные шары, ножи и морские раковины. Часть зрителей уходит. Другая – восторженно внимает экспериментам, изобретённым ещё тогда, когда большинство скептиков даже не родились. Например, итоговый номер ансамбля Kroumata – композиция ‘Drummimg’ того же Райха – датируется аж 1971 годом. Шум толпы, кстати, тут тоже дополнительный инструмент. Такой вот интерактив.

фестиваль OPUS 52


Под иных же исполнителей некоторые умудрялись пуститься в пляс. Или же громко выразить своё недовольство происходящим. Или выскочить на сцену прямо из толпы и исполнить фортепианную импровизацию. Своего рода музыкальная открытка. В подарок – спонсорский зонт. Павел Милославский спрашивает в микрофон: чем хорош наш фестиваль? Зонты раздают, думаю, уже неплохо.

фестиваль OPUS 52

 фестиваль OPUS 52

Утро наступает внезапно и лениво. И такое же внезапное откровение – а ведь мне, скептику, даже понравилось.

 фестиваль OPUS 52

 

Дело в том, что фестиваль выполняет одну важнейшую функцию: он даёт нам очередную возможность. Возможность на него придти (безусловно, никто из профессиональной и просто сведущей публики этой возможности не упустит). Или наотмашь его проигнорировать. Вопрос бытия и небытия – всего лишь навсего. Когда у нас есть возможности – это всегда прекрасно.

 

Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
Другие статьи
OPUS 52: академическая музыка в необычном формате