Комментарии к городской реальности, написанные синим карандашом

Интервью
Его злободневные, тонкие и порой странноватые надписи на стенах видели многие жители Нижнего Новгорода, а инстаграмы всех "городских аккаунтов" наводнены снимками его работ. Он все делает один и согласился поговорить с нами только на условиях анонимности. Художник, называющий себя "Синий Карандаш" - о комментариях к реяльности, многослойном городе и бегстве от проблем.

Почему ты хочешь, чтобы наш разговор был анонимным?

Во-первых, зачем кому-то знать мое имя? Что меняет это знание? На стенках пишут все –влюбленные, пьяные подростки, граффитчики, пиарщики, наркодилеры и пр. Почти все надписи анонимны. Даже, если они в официальном поле. Мы же не знаем, кто сочиняет слоганы к городским праздникам, например.
Во-вторых, это все же «проблемный» род занятий — большинство людей воспринимают это как вандализм. И они по большому счету правы.
Но это не значит, что я скрываюсь. Многие друзья-коллеги в курсе.


Как ты давно этим занимаешься?

Вот именно такого рода надписями? Два-три года. Около того.


А другое что-то было еще?

Например, я писал на партах в школе. Но, если ты имеешь в виду граффити, райтинг — нет, не было. Это не по моей части – дикая скукотища – все эти шрифты, теги, команды. Хотя время от времени я пишу что-то баллончиком, но в основном по политическим мотивам.


Мне больше интересен микроуровень – маленькие, короткие, не очень заметные надписи, комментирующие реальность. Такой тет-а-тет.

А места ты как выбираешь, они как-то связаны с надписями? Конкретное место для конкретной надписи?

Даже если стараться не нарушать общественного спокойствия и не писать на свежевыкрашенных фасадах, в городе столько всего «плохо» лежащего и притягивающего взгляд, что проблем с выбором мест не возникает.
Окружение, конечно же, важно. Большинство надписей связано с локацией и как-то работает на нее. Глупо не учитывать. Есть лирика, есть политика, есть какие-то личные истории. Почему бы не нарисовать для дочки зайчика на двери подъезда, чтобы она ему каждый раз радовалась?


А если закрашивают, ты пишешь заново?

Очень редко. Не хочется повторяться. Но иногда находится более подходящее место, чем то, в котором написал первый раз. Хотя есть просто удобные точки. Остановки, например. Или дом мэра.


Ты только в Нижнем пишешь?

Я путешествую время от времени. Почему бы этим не заниматься в разных городах.


А Нижний тебе родной город?

Да.


Как ты вообще к городскому пространству относишься? Ты любишь Нижний?

Нижний довольно слоистый и рваный - не очень понятно, как можно его любить весь. Есть откровенно морально устрашающие места как в центре, так и в спальных районах, так и в промзонах. Почти везде есть свое очарование.
Я провожу большую часть времени на небольшом квадратике Нижегородского района. В этом квадратике более-менее удобно. Но разруха свисает со стен все заметнее.

В город особо никто не вкладывает – ни муниципалитет, ни жители, ни бизнес, и пространство просто-напросто становится трудно эксплуатируемым. Или вовсе закрывается и выключается из жизни.


Это касается не только условно благоустройства улиц, но и большинства институтов связанных с городской жизнью – общественный транспорт, детская инфраструктура, музеи и так далее. Мало кого это волнует. Точнее, почти всем это безразлично. И это безразличие к пространству интересно иногда потеребить.
А вообще в Нижнем действительно стоящие только природные ландшафты. Откосы-дали-горизонты.


Какой ты вообще встречал отклик на твои надписи? Были ли ситуации, когда с тобой разговаривали об этом, не зная, что это ты пишешь?

Были пару раз типа того: «Забавно у парня получается». Интереснее - отклики «на месте», когда пишешь, а человек подходит и говорит: «Чувак, я тут каждый месяц за вами закрашиваю. ***** [Надоели] уже». Ну, и начинается выяснение отношений. Или наоборот.
Сейчас благодаря социальным сетям видно еще медиа-реакцию. Есть куча пабликов, куча хэштегов, но там всем всё всегда нравится и сплошные лайки, дислайк ведь просто не поставишь. Поэтому не знаю, насколько этот тип реакции адекватен.


У тебя же цель – достучаться?

Ну, не всегда и не только.


Иногда похулиганить просто или что? Такое интеллектуальное хулиганство?

Хулиганство или нормальная реакция жителя на происходящее - это как посмотреть.  Санитарная функция, например, тоже присутствует. Если подписать бесхозно у всех на виду лежащий хлам, то по опыту он быстро исчезает. Видимо, городские службы боятся букв.


У тебя есть подражатели?

Подражатели? Было бы неплохо, конечно. Но только с той точки зрения, что чем больше людей пишет в городе и через это письмо как-то к нему относится, тем лучше.

Не было желания проект перенести во что-то серьезное? Летом проходил фестиваль «Новый город. Древний», где расписывали исторические здания, например.

Пока не было. Для одного из видов досуга это уже и так стало слишком серьезно.
Фестиваль дико важная для города история и, главное, толково реализованная. Но у меня, во-первых, нет художественных амбиций. Во-вторых, это просто другое измерение. Даже формально. Там необходим образ, масштаб. Нужно, чтобы материальность ощущалась. А не какие-то заметки неровно написанные.

На что ты еще в городе обращаешь внимание?

Из надписей? Мне нравится кто-то, кто пишет черным маркером абсурдистские слоганы.

"Из ошибок рождаются идеи?"

Нет, это наоборот какая-то пафосная лихорадка. Тот парень, о котором я говорил, пишет неумелым почерком используя тонкий черный маркер. ЛДПР ЗА СБ=ВС, ориентировочка и пр.

Была еще классная надпись, "Любви нет, зато есть Крым", что ли, на улице Минина и ее закрашивали миллион раз.

Да, да. На том доме, где была переписка по поводу мечты. Мне кажется, это какой-то местный житель, который просто выходит из подъезда с баллончиком в руках и у себя под окнами оставляет всем послание.

Еще же есть команда «Той», которые с одной стороны недавно ездили даже на выставку в Москву, а с другой – делают эти ужасные надписи повсюду.

Они на этом сделали себе имя. Да, исписали все - на каждой свободной плоскости, из каждой расщелины виднелось: «Той». Но зато их все знают, у каждого возникают какие-то ассоциации, пусть даже и раздражающие. Плюс в какой-то момент они начали с этим тегом играть. На табличках «закрыто» в магазинах и газетных ларьках они зачеркивали «закры» и к оставшемуся «то» подписывали «й». Отличный пример художественного паразитизма. Сейчас они вроде завязали с городской той-экспансией и перешли чуть ли не к станковой живописи. На самом деле, на их примере можно понять, как «быстро» регенерируется внешняя оболочка города - пара лет, и все «тои» почти исчезли. И этот вроде бы бесполезный и пустой знак сейчас при встрече отзывается ностальгически.
В общем, не разделяю ужаса от них.

Ну мне кажется, это какой-то вандализм.

Конечно, одной ногой это на территории вандализма. Но вторая все это время пыталась встать на территорию искусства.

Что вообще про город можешь интересного рассказать, ты сказал, что не всегда его любишь и понимаешь, почему?

Интересного? Интересно, что у нашего города нет не то, чтобы внятной, а хоть какой-нибудь программы развития. Планов на будущее, так сказать. Жизнь меняется, возникают новые задачи - жилищные, транспортные, социальные, инфраструктурные, благоустройство, наконец. А город их зачастую переваривает каким-то самым варварским способом. Муниципалитет занимается пиаром, а полтора миллиона жителей при всем желании не могут саморегулироваться.


Сейчас у нас мэр сменился, может быть, что-то изменится?

Да, сменился. Но вряд ли этот факт что-то поменяет. Круговорот уродов в местной власти стабилен и цель, которая их туда приводит – защита собственных коммерческих интересов – неизменна. Слагаемые на протяжении последних 10 лет почти те же, и толку от них мало. Дотации, разве что, осваивать и ренту извлекать они умеют, а не выстраивать городские процессы.  В общем, давайте не будем о плохом.


У тебя не было никогда желания уехать из Нижнего?

Желание переехать в более «цивилизованную» местность, как мне кажется, посещает всякого человека моего поколения. Многие из моих друзей, однокурсников и коллег уже уехали. В основном по причине отсутствия профессионального роста. Мне повезло – у меня нет подобной проблемы. Список доступных благ и возможностей в Нижнем пока довольно широк и меня вполне устраивает. Переезд куда-то – серьезное решение. Нужно отчетливо понимать, чем в конечном пункте заниматься. Или быть готовым ко всему.
И главное, что от проблем уезжать бессмысленно. Там возникнут другие и, возможно, не менее неразрешимые.  

Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
Другие статьи
Оксана Тажирова: "Люди все равно помогают, несмотря на кризис" Еврейская община в Нижнем Новгороде Люди в городе: часть первая