После "Полки": Александр Карпюк

Интервью
Александр Карпюк, которого все зовут просто Сашей - один из тех немногих людей, кто делает хорошее дело и делает это практически молча. Маленькая полка с книгами в хостеле переросла в магазин, но Саша неожиданно для всех свое детище оставил. Мы узнали, как все начиналось, как независимый книжный повлиял на город, и что будет с "Полкой" без ее идейного вдохновителя.

О "Полке"

"Полка" началась год назад: я приехал в Нижний Новгород и обратился к Дмитрию Кузину с предложением открыть книжный магазин. Так получилось, что он давно этого хотел, и мы открыли "Полку" на территории "Кофе Хостела" на Рождественской. И мы как раз сейчас сидим в кофейне "Кофе Хостел", которая также принадлежит Дмитрию. Он мне дал полную свободу действий, за что я ему очень благодарен, начиная от ассортимента, заканчивая тем, как я буду работать с людьми. Он же одобрил название. Так, собственно, и появилась "Полка".

Логотип для "Полки" был нарисован за пять минут в Paint. Я люблю минимализм, это всегда в моде. Более того, это очень простое решение, когда у тебя под рукой нет хорошего дизайнера или денег, чтобы оплатить его труд. И как оказалось, смысл, который я вложил в логотип, считываю не только я, но и люди вокруг. Это одновременно и буква П, и корешок книжки, которая стоит на полке.

Изначально наш ассортимент был очень маленьким, около 30-40 наименований. Некоторые посетители были разочарованы, потому что им хотелось больше книг. Это адекватная реакция, ведь когда тебя на ВКонтакте репостит "Фаланстер", естественно, люди думают, что это крутое книжное место. Одному из них я пообещал тогда, что мы будем расширяться. Он пришел примерно через год в эту "Полку" на Октябрьской, когда я еще там работал, и говорит: "Слушайте, ну это просто Питер прямо!" То есть, ему очень понравилось, и мы двигались в нужном направлении.

"Полка" стала настоящим феноменом по одной простой причине – потому что в Нижнем наконец появилось место, которое отбирает литературу и старается рассказать о ней интересно людям.

Причем, это литература не стандартная, а тот самый нон-фикшн, который был в моде последнее время, но о котором всегда тяжело говорить. Это умные книги, к которым ты должен привлечь внимание. Умная книга – это не легкое чтение, и ты должен заставить человека думать и отважиться на покупку. Потому что прочтение такой книги – это подвиг. Например, "Кино" Жиля Делёза - огромная работа, но это уже классика жанра, в частности ее чтение - это труд. Как сказал один мой коллега, Миша Мальцев, которого я очень уважаю: "Мы пытаемся людям продать труд".

Независимый книжный магазин пытается людям продать именно то, над чем потом человек будет трудиться.

Началось все именно так, было трудно, можно сказать, что мы вертелись, как могли, но потихоньку налаживались контакты с издательствами. Мы сотрудничали, и я хочу продолжать сотрудничать, посмотрим в какой форме, с независимыми издательствами: Ad Marginem, Независимое литературное обозрение, Strelka Press, Новое издательство, АСТ и Эксмо. Правда, не все книги мы брали у последних двух, только некоторые особенно интересные. Кроме этого, я старался всегда привозить другие книжки для расширения ассортимента.

Как я написал вчера, "Полка" - это было место встреч человека и умной книги. Изначально у нас было очень маленькое пространство для этого, буквально 10 метров, но этого хватало. Затем, как всем известно, Кофе Хостел как хостел на Рождественской прекратил свою деятельность, и нам нужно было что-то решать с этим. У меня было два варианта. Первый – уйти в онлайн-торговлю, однако, это неустойчивое положение, нравящееся сейчас не всем издательствам. А второй вариант - ко мне пришли, собственно, соучредители нынешние и сказали, что предлагают мне помощь: “откроемся на новом месте, найдем тебе помещение”.

У Дмитрия Кузина я был наемным работником - выполнял свою работу как сотрудник книжной лавки. У нас не было отдельной формы собственности, мы все работали под ООО Дмитрия Кузина. Именно он мне дал возможность реализовать "Полку" так, как я считаю нужным, за что я ему очень благодарен, ведь по этой причине и получилось много хорошего. "Полка" смогла стать именно тем маленьким брендом, который, когда мы уже открывались на новом месте, приводил к нам уже знакомых людей, которые были со мной на старой "Полке". Это уже о чем-то говорит, потому что люди радовались тому, что мы открылись на новом месте и не ушли в бездействие.

Наше нынешнее помещение нашлось так: мне написал Илья, который занимается Freakadely, и сказал: "Саш, я увидел на двери Кофе Хостела на Рождественской объявление, что вы ищете помещение. Вот рядом с нами есть одно, давайте встретимся и обговорим". И после этого мы вчетвером встретились, два учредителя, я и Илья, и после этого началась работа именно вот здесь. Вот и получился короткий набросок нашей истории.

Конечно, было сложно. Мне же нужно было с нуля раскачивать бренд, который вообще никто не знал, а это всегда тяжело. Но одна моя знакомая мне недавно сказала, что на странице магазина "Полка" ВКонтакте из всех подписчиков только 600 человек из Нижнего Новгорода, а остальные люди из разных регионов России. Получается, "Полка" стала не только нижегородским явлением, но уже небольшим сетевым, который разошелся по городам России.

Книжный магазин как образовательный проект

Главная задача любого книжного магазина – быть образовательным проектом.

То есть, нужно не просто продавать книжки, это могут сделать Озон, Лабиринт и другие магазины. Независимый книжный магазин – это один человек или несколько, которые с тобой разговаривают и создают образовательную площадку на фоне книжного магазина. Книжный магазин – это плацдарм, с которым можно много чего сделать. В паблике я делаю тематические подборки на разные темы, стараюсь интересно и нестандартно показать какие-то классические темы, а еще находить что-то интересное, что до меня никто не публиковал, например, те вещи, которые мне кажутся интересными и важными в тот или иной день. И благодаря этому у нас уже почти 4000 подписчиков.

В Нижнем вряд ли есть место для двух независимых книжных, потому что это специфическая литература, которая действительно подвластна лишь немногим.

Это не плохо и не хорошо, это просто данность. Например, из всего массива сетевого магазина продается примерно 20-30% подобной литературы, остальная литература – легкая. Она разная бывает, безусловно, есть книжки, которые могут быть полезными, но не требуют от человека особой умственной работы.

Однако есть и риски, в частности, деньги. Любое издательство заинтересовано в том, чтобы его книжки продавались. Нужен стартовый капитал, когда его нет, очень сложно что-то делать. Там, конечно, значительно меньшая сумма, чем требуется для открытия магазина или ресторана, но она тоже должна быть, ведь нужны аренда, ремонт, договоренности с издательствами. Не все издательства готовы просто дать книжки, а потом попросить деньги за реализацию. Также есть риск быть непонятым или ненужным. Но я искренне верю в такую вещь как образовательная функция, благодаря которой любой книжный магазин может заинтересовать почти любого человека в почти любой книге. Ведь если человеку говорить, что эта книжка хорошая и ее стоит читать, и постоянно обращать на это внимание, то человек рано или поздно все равно рискнет и прочитает, ведь капля камень точит.

Слово имеет великую силу, особенно в нынешнее время.


Я на нашей странице в социальных сетях часто публиковал отрывки из книжки Михаила Гаспарова "Записи и выписки". Однажды ко мне в магазин пришла девочка и сказала, что хочет эту книгу купить именно благодаря тем записям. Человек видит, что это книга интересная, и начинает к ней двигаться, хочет ее прочитать, поэтому такой риск как возможность быть непонятым может быть снижен презентациями книг и личным мнением продавца об этой книге.

В Москве есть книжный магазин при филфаке МГУ, который называется "Книга Максима". Ее многие называют "Книгой МаксИма", потому что там работает Максим, но она читается именно с ударением на первый слог - "Книга МАксима". Девочка, которая ведет группу ВКонтакте, Настя Массалова, о любой книге пишет через свой опыт, получается своеобразная мини-аннотация. Люди ее читают, лайкают, репостят, потому что заинтересовались. Для человека корешок книги – это, конечно, хорошо, но если он совершенно не в теме, что это за книга, то он ее не купит.

Важно, чтобы человек порекомендовал, чтобы он взял на себя ответственность.

Ко мне неоднократно приходили люди и просили что-нибудь посоветовать. Если честно, для меня это всегда волнительно. Однажды ко мне пришла в первый раз Настя Волкова, потом она стала нашей постоянной покупательницей, и попросила меня что-нибудь посоветовать почитать. Она взяла у нас, как сейчас помню, "Против интерпретации" Сьюзен Зонтаг, и я очень переживал, ожидая ее реакции. Потом я увидел либо в инстаграме, либо где-то еще, что ей книга понравилась, и это был для меня самый лучший подарок. Вот в чем суть независимого книжного. Ты делаешь уникальную подборку книг, берешь на себя ответственность за нее. Когда я поехал на нон-фикшн, я целенаправленно покупал книжки, которые, как мне казалось, будут популярными и их купят. Так и вышло, что у нас за первые четыре дня, как я приехал, половину этих книг купили.

Нужно обязательно находить связь с читателем, потому что возможность быть непонятым всегда актуальна для независимого книжного. Это не всем понятная субстанция. Даже на Октябрьскую уже заходили люди, которые удивлялись ассортименту книг, потому что это нестандартно и сложно для понимания. А ведь когда человеку непонятно, ему нужно разъяснять, что, например, вы можете бояться таких фраз как "Внутренняя форма слова" - название книжки Владимира Бибихина – но если вы ее откроете, то вы поймете, что такое слово и в чем его философская суть.

И так нужно поступать с каждой книжкой. Например, "Исламское государство", которую я тоже привез с нон-фикшна, уже всю раскупили. Про Исламское государство (террористическую организацию, запрещенную в России) сейчас говорят все, но эта книга является расследованием двух журналистов, написанным гораздо раньше, произошедших трагических событий последнего года. И оно также имеет под собой почву, к этой книге также можно найти свой подход. Книга похожа на человека со своим талантом: есть человек, который хорошо готовит, есть плотник, есть слесарь.

Так и в каждой книжке есть свой талант, который нужно раскрыть и показать любому читателю.

У магазина есть своя постоянная аудитория, люди, которые приходят и покупают книги. Если человек заинтересован в такой литературе, он обязательно вернется. Люди, которые такими книжками интересуются, обычно нестандартно мыслят, им это интересно, есть жажда к нетривиальному знанию. С одной стороны кажется, что 600 человек – это мало. Но я уже неоднократно отправлял книги в другие регионы, когда меня просили об этом. Еще мне иногда писали люди: "Как плохо, что Вы находитесь не в Москве". А я не понимаю, почему именно Москва, когда там есть "Фаланстер". Однако вот так получилось, что человек узнал о нас, а про "Фаланстер" ничего не слышал. Поэтому, с другой стороны, если бы мы остались на Октябрьской, именно я, то аудитория бы росла, потому что магазин и страничка vk прекрасно взаимодействуют. Но получилось немножко иначе. У меня есть сейчас одна идея по поводу "Полки", которая независимо зреет у меня уже давно, так что если этот проект оживет, то вы об этом точно узнаете.

О поклонниках "Полки" и проекте Arzamas

Точно не могу сказать, люди сами будут решать, что им делать. Часть может и дальше ходить в "Полку", часть - нет.

Нужно не следовать трендам, нужно их создавать.

У книги намного больший потенциал как у явления в социальной жизни общества, чтобы ограничить ее рамками локального книжного магазина. Поэтому нужно создавать новые книжные тренды. Поверьте мне, есть еще много вариантов. Помню, когда я еще жил в Киеве, то периодически дергал своих друзей, говорил им, что нужно отказаться от новостей и сделать ресурс, который будет наполнен длинным и хорошим материалом на тему культуры и общества. Но я тогда не понимал, что это должно быть, я только что-то чувствовал, из-за этого проект и не родился. А когда появился Arzamas, я понял, что это примерно оно и есть.

На самом деле, все банально. Просто возьмите любую тему и поверните ее, упакуйте информацию.

Arzamas – это прекрасно поданная обработанная информация, поданная именно так, как это нужно делать, учитывая реалии общества. Это не полуторачасовой материал, а пятнадцатиминутные выжимки шикарных лекций лучших преподавателей страны, замечательным образом сделанные и сверстанные. Это качественно. Arzamas, на самом деле, – тоже книги, только они прочитаны лекторами и выданы вместе с их опытом в форме лекций. Сейчас Arzamas начал делать подборку книг от "Фаланстера", "Порядка слов" и других магазинов, своеобразные книжные топы. Такая тенденция вполне логичная, и поэтому я не знаю, куда пойдет за мной аудитория, это уже будет их выбором. Мне, конечно, было безумно приятно, когда вчера люди мне писали и интересовались произошедшим. Значит, это все было не зря, и людям было приятно со мной работать. Когда ты понимаешь, что это кому-то нужно, то появляется смысл с этим что-то делать дальше. А если это никому не нужно, то работать, конечно, можно дальше, но это уже гораздо тяжелей.

На самом деле, я могу продолжать лично для себя покупать книжки и радоваться жизни дальше, работать дворником или водителем трамвая, по-прежнему кайфуя от книг. Но когда я вижу потребность людей в этих книгах, то уже все становится другим. Вчера к нам пришла постоянная читательница и попросила у меня совета по поводу книг, и вот это действительно важно, что человек пришел к тебе за советом. Это не повод для эгоизма и гордыни, потому что, на самом деле, я не такой умный, скажу вам честно. Более того, за последний год я почувствовал себя вдвойне дураком, потому что чем больше узнаю, тем больше понимаю, какие у меня колоссальные пробелы в знаниях. И так ведь всегда в процессе познания, чем больше ты копаешь, тем больше удивляешься.

Ты двигаешься, двигаешься, а все бесконечно и не имеет границ. Это – самое прекрасное, что есть в знании.

Человеческое сердце и человеческий разум границ не имеют. Алексей Федорович Лосев, которого я часто привожу в пример, потому что постоянно ему удивляюсь, доказал, что в человеке могут одновременно уживаться как математический склад ума, так и философско-филологический. Ведь он был и философ, и филолог, и математик, а еще увлекался астрономией. Конечно, его больше знают как философа и филолога за его монументальные работы в области античной эстетики, философии имени и мифологии. Этот человек прожил очень тяжелую жизнь, он пережил лагерь, поэтому то, что происходит сейчас у меня, это цветочки, по сравнению с тем, через что проходили люди в двадцатом веке. Все поправимо, и все еще можно повернуть.

Сейчас я внезапно вспомнил про Ленту.Ру, ведь те люди, которые были в Ленте.Ру старой, ушли в новую Медузу. То же самое примерно и здесь. Я не собираюсь ни с кем воевать, я просто буду делать то, что до этого делал, вот и все. Не надо ни с кем воевать, не надо пакостить, просто надо делать свое дело дальше. И для этого у меня остался паблик, который я очень люблю, хотя долго сомневался в ее создании. Казалось бы, это самая обычная группа ВКонтакте, но я очень серьезно к этому подходил, потому что не нужно думать, что все настолько легко, просто и забавно, ведь ты отвечаешь за людей, которым пишешь. Надо всегда понимать ответственность перед аудиторией, с которой ты работаешь.

Кстати, это уже классика журналистики, когда происходит что-то из ряда вон выходящее, то аудитория сразу подскакивает. Вчера у нас было самое большое количество просмотров в группе за всю историю существования паблика. И если есть такой интерес, то нужно продолжать создавать новые тренды и дальше работать с книгой. Я верю, что вариантов еще очень много. На самом деле, сейчас появление чего-то нового - это всегда прикольная и внезапная штука, но ведь все лежит на поверхности, надо только это найти и показать человеку, что можно еще и вот так.

Arzamas, в принципе, без особой рекламы собрал свою огромную аудиторию. А ведь он всего лишь сошел с Олимпа знаний и начал простым людям объяснять то, что для них было закрыто по причине интеллектуального или научного снобизма. Не все готовы простым людям объяснять на пальцах, к этому должен быть талант у человека как у преподавателя. Объяснить легким языком сложные вещи – всегда непросто, это работа, которую Arzamas и сделал. И Хокинг тоже сделал, когда написал свою "Вселенную".

Книга должна быть для человека.

Книжный бизнес – это, на самом деле, вовсе не бизнес. Это дело одного человека, который вдруг решил, что надо что-то менять в этом обществе.

О продаваемых книгах


В целом, за год у нас самыми продаваемыми книгами были "О редактировании и редакторах" Аркадия Мильчина, "...Измы. Как понимать современное искусство" Сэма Филлипса, книга Марии Кувшиновой об Алексее Балабанове. Последняя, возможно, потому, что это первая книга полноценная и хорошо изданная после его кончины, мне она очень нравится. Также еще в топах была "Теория авангарда" Петера Бюргера, это классическая работа 1974 года, которую переиздали. У нас, конечно, покупали и художественную литературу, но редко, хотя я специально делал так, чтобы у людей был выбор еще и в художественной литературе. Но все равно больше покупали нон-фикшн, потому что люди знали, что "Полка" - это именно такая литература.

Ходили за книжками по урбанистике от Strelka Press, за философией, филологией, литературоведением. У нас и профиль, в принципе, искусствоведение, философия, филология, немного кино и фотографии. Многие книги мы в город привозили первыми.

Когда что-то начинаешь делать, то делать это самым первым очень важно.

Также не менее важно рассказывать об этом остальным. Вот мы привезли долгожданную книжку уже на Октябрьскую - "Формейшн" Феликса Сандалова, которая рассказывает про музыкальный андеграунд России 90-х годов. Я привез пять книг, и у нас четыре купили едва ли не в первый день. Для нас это называется словом "раскупили", и о таком событии я сразу написал. Это ведь была одна из самых ожидаемых книг, из тех, что редко издают.

На самом деле, покупают разное. У меня есть даже файл, в котором расписаны продажи по дням с прошлого года. Это же настоящая история! И поверьте мне, к концу нашего этапа на Рождественской, наша аудитория выросла. Несмотря на то, что у нас не было отдельной вывески на пол-Рождественской, и люди нас не могли найти, все получилось. Многие начинают с чего-то маленького, комнатки или столика, а потом уже расширяются. Да, мы расширились, переехали, но теперь мне пришлось попрощаться с этим проектом, по крайней мере, физически. Но самое главное, что у "Полки" есть аудитория, люди интересуются, реагируют, лайкают и репостят, значит, все будет все хорошо.

Всему свое время. Нужно просто создать новый, да даже не новый, а воссоздать хорошо забытый старый книжный тренд и предложить его людям.

О том, как дружить с издательствами


Как вы знаете, я раньше не работал в книжном деле. У меня был настоящий стресс, я вообще не знал, как это делать. Я попросил у тех, кто уже этим занимался в Киеве, у магазина "Книжный чулан", список российских издательств, с которыми этот магазин сотрудничает. Мне прислали список. Я просмотрел всех по списку, на каждом сайте нашел отдел реализации. Написал письма: "Здравствуйте, меня зовут Александр, я открываю независимый книжный в Нижнем Новгороде, и хочу с Вами сотрудничать". Фидбек был хороший. Обычно все очень заняты, но мне многие ответили, некоторые извинялись, что не сразу заметили письмо.

Вот за что я люблю книжное дело - в нем работают, как правило, идейные люди, которые готовы прийти тебе на помощь.

В "Полке" очень многое работало на мое имя, книги приходили конкретно под меня. Конечно, у меня был шок, когда мне присылали прайсы. Во-первых, я - гуманитарий, а во-вторых - совершенно не понимал, что к чему. У самого маленького издательства минимум 10, но чаще 20-30 наименований и больше, а в прайсе Эксмо или АСТ - тысячи наименований. Приходилось гуглить, что это за книга, чтобы найти ее в прайсе. И вот, получив прайс, ты оформляешь заказ, что хочешь такие-то книжки. Следующий этап книжного кретинизма - это вопрос: "Как вам лучше заказ доставить?" Я буквально спрашивал у каждого издательства: "Расскажите, а какими способами это можно сделать?", они мне объясняли, что можно транспортными компаниями до двери или до терминала. Мой коллега по "Полке" говорил, что работа в книжном - монотонная работа. Нужно постоянно писать письма, следить за новинками, искать книжки, читать, чтобы быть в курсе, что ты продаешь, чтобы это все продвигать.

Я работал почти круглые сутки, занимался соцсетями в нерабочее время. Многие издательства шли навстречу, понимали, что нужно помогать. Первыми, кто откликнулся, были Strelka Press, НЛО и Новое издательство. Я говорил, что сначала у нас было очень мало книг, затем ассортимент расширился. По мере роста продаж мы старались подстроиться под покупателей, чтобы скорректировать работу. Деловая репутация - это же очень серьезно. Есть издательства, которым важно, с кем и как мы сотрудничали раньше. Иначе они просто не будут с нами работать. Книжное дело, на самом деле, очень маленькое. Если человек подвел издательство, то работать с ним потом не будут или будут, но под определенные гарантии.

Есть издательства, которые публикуют молодых авторов, например, Транслит Павла Арсеньева, Ил-Music, а вот с остальными все сложнее. Чаще всего, большие издательства даже рукописи не принимают, поэтому стоит искать маленькие издательства, предоставить им определенные гарантии. Например, если писатель выиграл какую-то премию, его могут найти литературные агенты и предложить издать его книгу. Это отдельный сложный мир, я не могу взять на себя ответственность, чтобы рассказать о нем.

Цензура и книги

Конечно, лучше не играть с законами. Хотим мы этого или не хотим, нужно маркировать книги, которые содержат нецензурную лексику. Почти любой книге есть место в жизни. Но все же я придерживаюсь мнения, что нужно привозить книги, которые не будут чрезмерно радикальными. Не потому, что я боюсь последствий. Дело в том, что я не приветствую впадание в книжные крайности. Нужно стараться привозить хорошие и умные книги, которые вписываются в контекст, важны в этот исторический момент. Например, мы привезли "Мауса" Арта Шпигельмана, антифашистский комикс, который обвинили в пропаганде фашизма. У меня не хватало времени на то, чтобы обдумать, вызовет книжка резонанс или нет, привозить или нет - разобраться бы с тем, что есть.

Я привозил то, что как мне казалось, нужно и важно.

Про интернет и "смерть" бумажных книг

Знание может быть любой формы. Для меня не имеет значения, как человек прочитал книгу - в электронном варианте или в бумажном, ведь интернет не мешает жить книге, однако, он влияет на человека и его чтение. Смерть бумажных книг - это был большой страх двухтысячных. В этот период все одновременно начали говорить о смерти бумажных СМИ. Самое интересное - что с помощью интернета можно привить человеку интерес к книгам. Безусловно, человек, живя в информационном мире, отвыкает читать большие серьезные и сильные тексты. Ему это не надо. Общество потребления к этому приучило: человек привык прийти в магазин, купить шоколадку и уйти. В идеале ему примерно так же хотелось бы читать книги, как в "Матрице" - чтобы все загружалось сразу в мозг. Вбил себе чип в голову с трудами философов 20-го века и ходишь умный. Вряд ли все умрет, возможно, происходящее только на тиражи повлияет.

Как любят говорить мои коллеги, бумажная книга - самый дешевый предмет роскоши.


Она считается и будет считаться хорошим подарком, ведь электронную книгу не подаришь. Возможно, когда-то прогрессивные люди будут радоваться и электронным книгам. Главное - чтобы был интерес у людей. Нужно через каналы коммуникации прививать интерес к книгам.

Конечно, я могу прийти домой, начать крушить сантехнику, потому что пить воду из колодца правильнее и полезнее. Это правда лучше, но я адаптирую свою жизнь так, чтобы прогресс на меня не влиял, чтобы я мог отправиться в село и комфортно жить там. С книгой то же самое. Я не должен зависеть от каналов коммуникации, у меня должна быть своя точка зрения, свой подход.

Многих книг не найти в электронном виде. Некоторые люди, конечно, проявляют "геройство" и выкладывают книги в сеть, хотя издательства этого не любят, ведь они теряют деньги. Например, есть книга "Искусство с 1900 года", которую невозможно читать в электронном виде. Это именно та книга, которую нужно держать в руках, к ней нужно возвращаться, нужно работать над ней. Я за то, чтобы читать классику в электронном виде, а потом покупать то, что нравится. Но, к сожалению, сейчас не переиздают в хорошем варианте классическую литературу, в основном, только в мягкой обложке по причине удобства.

Что будет с "Полкой"?

У них будет группа ВКонтакте другая, куда снова придется набирать подписчиков. Думаю, ребята будут развивать проект, не бросят его, иначе незачем было вливать столько денег и сил. В каком направлении они будут развиваться, и как это будет выглядеть, мне сложно предположить. Скорее всего, это будет все тот же независимый книжный, с хорошей литературой, но им будут заниматься другие люди. Это будет уже не "Полка" Саши Карпюка. Было бы лучше провести ребрендинг, ведь если бренд покидает его основатель, всегда нужно делать что-то новое, совершенно другое. Но скорее всего, "Полка" останется “Полкой”. Но мне уже невозможно туда вернуться, как бы это печально не звучало. Я давно к этому готовился.

Закончилась Лента.Ру Галины Тимченко, закончилась Полка Саши Карпюка.

После "Полки"

У меня было очень много разных идей. Вы не смотрели сериал "Шерлок" с Камбербертчем? Там был один момент, когда у Шерлока спрашивают, что он думает об убийстве. Он походил кругами и сказал, что у него есть минимум три версии случившегося. Так и здесь: у проекта, при должном внимании к нему, есть минимум три варианта развития. Просто нужно найти преимущество. Может быть, я сделаю что-то не радикальное, а хорошо забытое старое. Все всегда было, нужно только взять идею и найти для нее нужное оформление и подходящий формат. Если это попадет в точку и будет вовремя, то это выстрелит и без моих усилий. Есть, конечно, четвертый вариант - я могу совсем уйти из книжного дела.

Останусь ли я в Нижнем? У меня внутри слишком много вопросов, чтобы я смог ответить на этот, но переехать это вряд ли. Проблемы как таковой нет, со всеми такое бывает - смена работы, смена деятельности. Но для меня слишком многое связано с Нижним, и я чувствую ответственность перед людьми, которые здесь остаются.

Здесь очень много прекрасных людей. Я подумал, что нужно оставаться.

Если я все-таки соберусь в Москву когда-нибудь - я обязательно всем сообщу и устрою какое-нибудь книжное событие. Книжные проводы Карпюка.

Сложнее всего быть благодарным. Если ты умеешь быть благодарным, то преодолеешь любые препятствия. Есть такая избитая фраза, что "все к лучшему", но думать так не всегда помогает. Нужно быть благодарным за все, что с тобой происходит, даже за не всегда хорошее.

Благодарное сердце не терпит обид, никогда не отчаивается и искренне верит, что все будет хорошо.

Не нужно надеяться избавиться от книг, потому что они никуда не денутся. Читайте хорошие книги - жизнь сделает остальное, так сказал Достоевский. Благодарное сердце, помноженное на острый жаждущий ум - это именно то, что поможет человеку выплыть из любой жизненной ситуации. В каждом из нас есть какой-то талант, который нужно найти и взрастить. Найдите что-то свое. Начиная от открыток и пончиков, заканчивая вскапыванием огорода. Ведь что-то может стать делом вашей жизни, помните это и никогда от этого не отказывайтесь.

Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
Другие статьи
Оксана Тажирова: "Люди все равно помогают, несмотря на кризис" Еврейская община в Нижнем Новгороде Люди в городе: часть первая