Традиции и быт народов нижегородского Поволжья

Фото
В музее-заповеднике "Щелоковский хутор" состоялась фотосессия-реконструкция традиционного быта и одежды нижегородских крестьян. Фотограф - Михаил Бурлацкий.

Покровская церковь 1731 года постройки была перевезена в музей "Щелоковский хутор" из села Старые Ключищи Кстовского района. Представляет собой многоярусный деревянный храм типа «три восьмерика на четверике» с трапезной. Трапезная и алтарь покрыты редкими двускатными с переломом крышами. С запада и севера к церкви примыкает галерея – паперть на врытых в землю столбах, с односкатной тесовой кровлей. 


  

 

Будь то река, озеро или пруд, - подход к воде в деревне всегда мостился. С мостков купались, набирали воду для бань и огородов, женщины на мостках мыли белье.

  

 

Мужская рубаха ветлужского типа: набивной ситец с вышивкой крестом на груди. Реплика И. Лабудь.


И Лабудь 

 

К сенокосу всегда приступали все жители селения одновременно. В этот день женщины надевали особые «покосные» рубахи, отличающиеся ярким красным цветом или богатой вышивкой по подолу. Такую рубаху на покосе можно было носить без сарафана.


 

 

Подъемный механизм со ступальным колесом устанавливался на колодцах с глубиной залегания воды 40-50 метров. Этот колодец был перевезен в музей из Городца (бывшее село Городец Балахнинского уезда).


  

 

Вечерочный припас: вечерами в "кельях" и на "беседах" девушки должны были прясть лен. Донце прядильное городецкое с резьбой и инкрустацией мореным дубом, лубяной мочесник с городецкой росписью, точеные веретена, скатерть узорного тканья.

  

 

"Товарки". Женщины, в молодости посещавшие одну "келью",  назывались товарками и сохраняли особые отношения всю жизнь.


  

 

За ткацким станом. Узорное ткачество Шахунского района Нижегородской области объединило в себе традиции Нижегородской, Костромской и Вятской губерний. До начала 2000-х годов в Шахунье работала фабрика ручного ткачества "Шахунские узоры". Сейчас она, к сожалению, не существует.

 

А это костюм, характерный для юга Нижегородской губернии: круглый сарафан, бесполиковая рубаха, ситцевый запон, тканый пояс.


  

 

Праздничные костюмы крестьян Ветлужского уезда (до 1922 г. Костромская губерния): нагрудный и подгрудный круглые сарафаны из клетчатой пестряди, вышитые крестом рубахи, тканые пояса. Обычные музыкальные инструменты народных гуляний: бубен и балалайка.

наряды крестьян  

 

Полуплатье с вышитой рубахой и барановским платком «на роспуск» из Сосновского района (Горбатовский уезд). Ложкари Семеновского уезда возили свой товар по всем российским ярмаркам. Но вырезать ложку для себя и своей семьи должен был уметь любой мужчина. Реконструкция Ирины Лабудь.

 

 

Молельный женский костюм старообрядцев Нижегородского Заволжья: косоклинный шелковый сарафан, рукава, косынка «головка» с золотным шитьем. Косынка эта считалась праздничной и надевалась по особым случаям.

  

 

Богомолки. Староверческие скиты Нижегородского Заволжья принимали не меньше паломников, чем православные монастыри южных уездов.


Богомолки  

 

Праздничный костюм крестьянки села Чернуха Арзамасского уезда богато украшен золотным шитьем. Реконструкция Л.И. Цыплаковой. 


праздничный костюм крестьянки  

 

Полугородской костюм "Парочка". Нижегородская губерния, начало 20-го века. Модель - Дарья Скуднякова.


  

 

Понёва с "сарафанчиком". Вознесенский район Нижегородской области конца 19  - начала 20 веков. Модель Людмила Кандидатова.

  

 

Рукодельница. Костюм юга Нижегородской губернии. Реконструкция Ирины Лабудь.


Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
Другие статьи
Литературный Нижний Современный взгляд на хрущевки: часть первая 19 сентября состоится творческая встреча с краеведом Ольгой Наумовой
Пётр Николаевич Нестеров Их знают и помнят на Волге "Той дальнею войной сердца опалены…"
Маршал Рокоссовский: война как жизнь