Фрухтовый дизайн: Александр Фрухт о плохих и хороших интерьерах, ресторанах и о себе

Интервью
Сегодня День рождения празднует архитектор, дизайнер интерьера Александр Фрухт. Вряд ли его назовешь знаменитостью, которую узнают на улицах, но интерьеры, созданные им, вы без труда узнаете в самых популярных местах. Екатерина Фёдорова побеседовала с Александром о дизайне, моде и о том, как создаются идеальные интерьеры.

Начало

В течение полутора лет я работал в компании "Еда и Культура" в должности старшего архитектора. За несколько месяцев до увольнения я понял, что достиг потолка и дальше нужно двигаться по своему пути. Я планировал отдохнуть некоторое время, но практически сразу же мне поступил заказ от Дмитрия Кузина на Coffee Hostel на Рождественской. А буквально через неделю предложили еще один проект для Love Food Restaurants – городское кафе "Сметана" в Дзержинске. Тогда стало понятно, что пришло время открывать свою студию.

Тренды

Сейчас можно наблюдать так называемый тренд "крафтовости". Если пять лет назад мы видели строгие и лаконичные интерьеры в холодном скандинавском стиле или даже контемпорари, где преобладали серые и белые цвета, а деталей было минимум, то сейчас появилась тенденция возврата к матушке Природе. В первую очередь используются натуральные материалы: керамика, дерево, которое как будто взяли из старых амбаров и вписали в новый интерьер. Атмосфера получается теплая, милая, "ламповая". Мода на крафтовость отражается теперь во всем. Ресторанные дни – яркий тому пример. Все это пришло с поколением хипстеров, а я попал в тренд. У меня получается работать с этой аудиторией, а ей в свою очередь нравится мой продукт. Это повсеместная тенденция. Наконец мы догнали запад. Я часто езжу по Европе, и смотрю, какие интерьеры создают там. В России они точно ничуть не хуже, а где-то даже лучше.

Дзержинск кафе


дизайн кафе

Стоит помнить, что у нас культура общепита существует относительно недавно. В советском союзе все было стандартизировано, потом, в девяностых пришел лютый трэш, но уже с начала двухтысячных начали появляться интересные форматы.
Я не уверен, но думаю, что крафтовые интерьеры для хипстеров пришли из США. Такие места раньше всего начали появляться в Бруклине, в Нью-Йорке. Трендмейкеры в стиле контемпорари – Англия, Италия и Голландия. Ну и скандинавский стиль о происхождении говорит сам за себя. Это три основных направления, которые сейчас наиболее актуальны.

 

Диалог между заказчиком и дизайнером

Прежде всего, должна быть подоснова – выбранное помещение. Делать мифический интерьер не имеет никакого смысла. Обычно арендодатель дает арендные каникулы как раз для воплощения всех идей.

Заказчик должен хорошо знать свой продукт. Если, например, это кофе, то огромное внимание будет уделяться барной зоне. Если акцент ставится на кухню, то, возможно, имеет смысл сделать ее открытой потому, что это вызывает доверие у посетителей. Это еще и формат домашнего заведения, где владелец часто готовит сам и общается с гостями. Кроме того, он может вовремя среагировать и исправить какие-то недочеты, если посетителям что-то не нравится. Кстати, открытая кухня – это еще один тренд, который можно выделить.

 

Дизайн и целевая аудитория

Но важнее всего четко представлять целевую аудиторию. Например, человек хочет открыть бар со средней стоимостью коктейля в 400 рублей. Это говорит о том, что туда будут приходить люди 40-45 лет с достаточно высоким доходом.

Понятно, что взрослый мужчина с деньгами не пойдет в хипстерский бар, где висит меловая досочка с меню.

Он выберет более дорогой интерьер. Его нельзя путать с роскошным и вычурным – это не золото, обилие лепнины и ангелочки на потолках. Можно создать такой интерьер, где не будет все блестеть и сверкать, но гость будет чувствовать, что даже дверная ручка стоит десять тысяч рублей, а плитка на полу – пятьсот. За гранью своего внимания нельзя оставлять ни одну мелочь. Все должно быть продумано вплоть до диспенсеров, салфетниц и прочих аксессуаров. Только в этом случае интерьер будет законченным.

Можно привести другой пример - заказчик ставит задачу открыть небольшой общепит в формате фаст-фуд. В этом случае нужно создать максимальное количество посадочных мест с минимальными удобствами. Света должно быть много, текстуры и фактуры неуютными. Конечно, все в пределах разумного, ведь человек все же должен зайти туда, но на подсознании ему не захочется сидеть в таком заведении долго. Таким образом, мы создаем высокую проходимость.

Если речь идет о ресторане, то гость наоборот должен захотеть провести там больше времени и заказать больше блюд. В интерьере должно быть много текстиля, аксессуаров и живых цветов, а свет должен быть мягким и приглушенным.
Также есть места, где дизайна интерьера фактически нет. Я не хочу этими словами никого обидеть, а наоборот выделить этот случай. Во Freakadely ребята делали все своими руками и не располагали большим бюджетом. Но там вкусно, тепло и по-домашнему уютно. К ним приходят именно за этим, и, конечно же, за живым приятным общением. Другого такого места в Нижнем Новгороде я вспомнить не могу. Freakadely – исключение из правил.

Но я всегда утверждал и утверждаю, что 30% успеха заведения – это интерьер. А плохой интерьер – это иногда и 60% неуспеха.


Важно понимать, что благодаря интерьеру происходит отсев нецелевой аудитории и привлечение нужной. Человек с улицы никогда не зайдет в Mitrich. Он поймет, что ему будет там некомфортно сидеть, если он не располагает определенной суммой денег. В хороший интерьер люди будут идти просто из интереса и ради селфи, и вот тут уже есть шанс зацепить их еще и едой и обслуживанием, таким образом, привязав их к заведению.


Об особенностях российских интерьеров

Все зависит от образованности клиента и от его чувства вкуса. Некоторые начисто его лишены. Но если заказчик осознает это, полагается на дизайнера, доверяет ему и не вмешивается в рабочий процесс, то результат получается идеальный. Профессионал понимает, как сделать интерьер грамотно не только с эстетической точки зрения, но и с коммерческой. Кроме того, нужно продумать множество аспектов: освещение, эргономику мебели, как, например, будет распределяться поток у барной стойки, где гости будут насыпать в кофе сахар и так далее.

Мне пока везло с заказчиками. Все они видели мои работы и понимали, что мне можно доверять. Работа с Дмитрием Кузиным для меня - образец идеального партнерства. Он дает четкое техническое задание с точки зрения коммерческой составляющей и дальше полностью полагается на меня. Проект Coffee Hostel удалось сделать именно таким потому, что Дмитрий мне во всем доверял.

Также было очень приятно работать с Love food restaurants. Ребята просто дают тебе бюджет и ставят задачу. Изменения по эскизам были минимальные, а результат получился очень качественный. Проект Coffee cake в Центре Международной Торговли, над которым я работал, недавно опубликовали в крупном международном ресурсе, посвященному дизайну и архитектуре. Российские проекты публикуются там крайне редко, и в основном московские, а Нижний Новгород оказался там впервые. Я подавал заявку также в итальянский ArchDaily. Более профессионального и авторитетного ресурса уже просто не существует. Им понравился мой проект, но, к сожалению, не подошло качество фотографий интерьера.


Сколько лет "живут" интерьеры

Хороший интерьер работает пять лет, отличный – десять. Есть также интерьеры, которые живут очень долго, а потом становятся классикой. Их уже никто не хочет менять. "Буфет" – яркий тому пример. Думаю, "Безухов" и некоторые заведения ГК ПИР тоже можно отнести к таким долгожителям. Совершенно нет смысла переделывать "Пяткинъ" – там хороший интерьер, в русском стиле. Вряд ли что-то можно сделать там лучше. Но все же создать такой интерьер – большая удача и скорее исключение из правил.

Целесообразнее менять в интерьере все полностью, включая планировку. У людей вообще не должно оставаться воспоминаний о старом интерьере. Нужно постараться создать абсолютно новый проект, новый бренд. Но это не касается сетевых заведений, к которым люди уже привыкли, например, таких как "MOLOKO". Их достаточно лишь обновлять, чем "Еда и Культура" регулярно занимается.


Об ошибках в интерьере

Я вижу довольно много ляпов. Очень важна эргономика. Недавно я был в новом заведении, где сделана высокая посадка, но не предусмотрена подставка для ног. У людей свешиваются ноги и затекают – это неприятно. Еще в одном заведении из открывшихся недавно барная стойка имеет высоту 1300 см. Это неудобно и гостям, и обслуживающему персоналу. В идеале барная стойка должна быть высотой 1100 см, но поскольку внутри устанавливают оборудование, допускается 1200 см. Для того, чтобы грамотно сделать техническую зону, нужно знать очень много нюансов. У меня этот опыт тоже есть.

Очень часто неправильно выбирают мебель. Например, диваны с посадкой 300 см лучше поставить на веранде, где гости отдыхают, пьют коктейль или курят. Но есть, сидя на таком диване, будет не комфортно. Все это, опять же, касается вопроса эргономики.

Еще одна распространенная ошибка – это материалы. Особенно важны те, которые в зоне доступа гостей, тактильные ощущения имеют большое значение.

Нужно уметь правильно подбирать аксессуары. Это именно то, что создает уют в заведении. Если их убрать из интерьера, заведение будет пустым и безликим.


Еще одна распространенная ошибка - холодный свет. Всю жизнь интерьеру ночью задает именно освещение. В попытках сэкономить, часто используют энергосберегающие лампы. Но они никогда не дадут такого мягкого и теплого света, как лампа накаливания или галогеновая лампа. Часто дизайнеры пренебрегают диммерами. Очень много засвеченных интерьеров.


О сложном и приятном

Этап подбора материалов и мебели самый сложный. Он выматывает больше всего потому, что заказчик пытается на всем экономить. Я рекомендую обращаться к магазинам-партнерам не потому, что я аффилирован, а потому, что уверен и в поставщиках, и в сроках, и в качестве. Прежде всего, я лоббирую интересы заказчика. Но, тем не менее, у меня был негативный опыт, когда я тратил три дня из своей жизни на подбор материалов, а заказчик потом говорил, что его дальние родственники как раз занимаются продажей материалов и привезут то же самое, только дешевле. В итоге приходит совершенно не то, что нужно, а нечто похожее внешне и абсолютно другого качества. Я могу понять заказчика, когда речь идет об экономии 40-50%, но иногда из-за 5% случается та же ситуация. Это очень сильно демотивирует и утомляет.

Если, например, я выбираю плитку, то очень важно понимать какая она будет на ощупь, какая у нее текстура, какой использован краситель, насколько она будет устойчива к истиранию и загрязнениям. Здесь очень много нюансов. Если их упустить, будут сорваны сроки – заведение откроется позже, а значит, заработает меньше денег. Таким образом, экономия для заказчика получается весьма сомнительной. Очень часто заказчик, видя выгоду в 50000р. теряет из внимания так называемую упущенную выгоду, из-за срыва сроков открытия заведения, а эта сумма может составлять при этом 200000-300000р.



Самый приятный процесс в создании нового объекта – это работа по моделированию интерьера в 3ds max.Но весь дизайн еще на стадии планировки я создаю в своей голове, а 3ds max - инструмент, как ручка или карандаш.


Приятно, когда внезапно приходит озарение. Например, для нового проекта, бургерной, которая откроется в скором времени, пришла идея сделать столешницу в большом оконном проеме. Люди смогут сидеть и внутри помещения, и со стороны улицы. И, конечно, приятно когда твои заслуги признают.

 

Об удачных проектах

С точки зрения коммерции – это "Сметана" в Дзержинске. Убыточное до этого заведение после переформатирования стало приносить прибыль. Хотя когда я показал эскизы, заказчик сомневался, выстрелит ли "Сметана". Но в итоге со мной согласились, и у нас получился успешный проект.

дизайн интерьера кафе



 

С точки зрения дизайна – Coffe Cake в Центре Международной Торговли, Coffee Hostel на Большой Покровской.


О стиле и материалах

Я часто слышу и иногда в негативном ключе: "У Фрухта появился определенный стиль, его почерк все узнают". Общие черты в моих интерьерах действительно есть. В Coffee Hostel на Покровке почти все конструкции выполнены из металла. Я часто его использую потому, что это дешево и быстро. Разумеется, я мог бы предложить сделать лестницу из дерева, но цена будет гораздо выше. И когда заказчик видит, что разница огромная, то принимает решение в пользу металла. Это вовсе не значит, что это мой стиль, и я работаю только в нем. Я знаю все материалы и понимаю, как они себя ведут. Сейчас у меня планируется серия проектов, где я постараюсь максимально отказаться от старых приемов и сделать все абсолютно в другом стиле.


О самообразовании и вдохновении

Сейчас я скажу вещь, которая, возможно, многим откроет глаза. Самый главный скилл почти в любой современной профессии – грамотно использовать гугл. Любой ответ на вопрос есть в Интернете, и если уметь им пользоваться, всю работу можно организовать онлайн. Я работал над московским проектом и оказался в том заведении только после открытия. Заказчик произвел замеры под моим руководством, прислал планы, а я перенес их в свой компьютер и сделал всю необходимую работу, не приезжая в Москву.

Я не хожу на специальные мероприятия. Все приходит через опыт.

Возможно, имеет смысл посещать те события, которые посвящены каким-то узким вопросам, но ходить на лекции из серии "Как сделать модный интерьер за 20 секунд" не имеет никакого смысла.


Полезно смотреть Pinterest и читать иностранные тематические блоги. Их сейчас тысячи. Нужно четко отсеивать из них то, что тебе не интересно и выбирать то, что нравится. Я могу рекомендовать: http://www.contemporist.com, http://www.archdaily.com , http://www.archilovers.com, http://retaildesignblog.net

Не нужно стесняться смотреть аналоги. Когда творческий человек видит, что делают другие, эта информация откладывается на уровне подсознания. Потом эти идеи воплощаются через призму своего восприятия, и интерьер получается совсем другим. Главное, не заниматься прямым копированием – это действительно плохо.

Меня вдохновляет сам рабочий процесс, вдохновляют поездки за рубеж, вдохновляет новый культурный опыт. Конечно, человек устает от одного и того же занятия. Возможно, вложу деньги в какой-то общепит, но, думаю, это будет не единственный стартап. Мне было бы интересно создавать отечественную дизайнерскую мебель. У меня уже есть такой опыт. Сейчас, кстати, эта ниша в России не занята, у нас до сих пор нет брендов, хорошо известных на международном уровне.  Я не уверен, что буду работать над интерьерами всю жизнь. 

Фото предоставлены студией Fruit Design. Беседовала Екатерина Фёдорова.

Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook
Другие статьи
Максим Есин: "Спрос на SEO постоянно растет, на этом можно и нужно зарабатывать" "Рандеву": как работают на старейшей нижегородской радиостанции Красивая работа: мастерская "Капитель"
Instagram: все, что нужно знать для продвижения бренда в Нижнем Новгороде Частная пивоварня Malz&Hopfen Если бы у меня был миллион...
Мастер-класс "Как произвести хорошее первое впечатление" Рандеву с Сергеем Поповым SMDay в Нижнем: SMM для профессионалов